Персональний сайт вчителя біології

П`ятниця, 27.12.2024, 11:17

Вітаю Вас Гість | RSS | Головна | Каталог статей | Реєстрація | Вхід

Головна » Статті » Виховна робота » Позакласна робота з біології

"Что? Где? Когда?" (6-8 классы)

«Что? Где? Когда?»

(6-8 классы)

 

Вариант игры с учащимися 6-8 классов. Игра готовится заранее. Создаются две команды по 6-7 человек. Ребята выбирают капита­на для более четких ответов во время игры. Можно выбрать жю­ри - старшеклассников. На обдумывание вопросов дается 1 минута. В ходе игры можно привлекать к участию и болельщиков; в музы­кальные паузы, например, болельщикам каждой команды за 1-2 ми­нуты предлагается спеть песни о растениях, которые они знают, концовки песен. Можно предложить такую игру: один называет растение - тыква, другой называет растение на окончание «а» - арбуз, «з» - земляника и т. д.

Вопрос 1. {Ребята из команд берут конверты, в них - вопро­сы, можно задавать вопросы устно.)

В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листья­ми. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творчества. Именно отсюда происходит название слова «лауреат». Что это за растение? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это - лавр благородный. В настоящее время листья его используют как приправу благодаря их пряному аромату.

Вопрос 2. На открытках изображены культурные растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что еще объединяет эти растения?

О т в е т. У них многосемянной сочный плод - ягода.

Вопрос 3. Вкусные, сочные, душистые... Кто не любит эти растения, их ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные сала­ты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда - любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же это ягода?

Ответ. Огурец, его плод - ягода.

Вопрос 4. Попробуйте напиток и ответьте на вопросы: что это за напиток? Из чего он приготовлен?

Ответ. Это отвар шиповника: он приготовлен из сухих плодов шиповника.

Вопрос 5. В коробочке лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном, моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое (опылители - насекомые), морозо­устойчивое, выдерживает морозы до -30 °С. Плоды полезны, содер­жат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

Ответ. Яблоки.

Вопрос 6. В коробках (их четыре) лежат продукты. Из каких растений их получают? К какому семейству они относятся?

Ответ. Манная крупа - ее получают из пшеницы, перловая - из ячменя, геркулес - из овса, пшено - из проса. Эти растения относят­ся к семейству злаков.

Вопрос 7. Картофель, лук, морковь. Что объединяет их и по­чему морковь в этой «компании» можно считать лишней?

Ответ. Это подземные органы растений, в которых накаплива­ются запасы питательных веществ. Морковь - это корнеплод, а кар­тофель и лук - видоизмененные подземные побеги.

Вопрос 8. Послушайте отрывок из произведения: «Пит под­прыгнул на два аршина, издал воинствующий клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешеном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом он опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушения. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту, как он, проделав несколько феноменальных сальто, выскочил с криком в открытое окно, увлекая за собой еще уцелевшие цветочные горшки». Назовите произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор? О каком домашнем животном идет речь в данном отрывке? В коробочке лежит болеутолитель, ко­торым угостили животное. Что же это?

Ответ. Марк Твен «Том Сойер». Речь идет о коте. В коробочке находилась настойка валерианы.

Вопрос 9. На рисунке изображен поперечный разрез органа растения в определенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняет данная часть растения?

Ответ. На рисунке изображен поперечный разрез органа - корня в зоне всасывания. Через корневые волоски в корень посту­пают из почвы растворы минеральных солей.

Вопрос 10. В коробочке находится нечто, что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Цветы в корзинке двух ти­пов: в центре - трубчатые, коричневые или желтые, краевые - языч­ковые, оранжевые или желтые. Плоды можно добавлять в салаты. Семянки причудливой формы, без каких-либо приспособлений для распространения ветром. То, что находится в коробочке, применяет­ся для очистки кожи, дезинфекции ран, является чудесным противо­воспалительным средством.

Ответ. Настойка календулы. Распространенное название рас­тения - ноготки лекарственные.

Вопрос 11. Назовите растения, семена которых находятся в этих трех коробочках. Как называются плоды этих растений? Поче­му все эти растения имеют огромную хозяйственную ценность?

Ответ. Семена гороха, фасоли, бобов; плод - боб, относится к семейству бобовых (мотыльковых), обогащают почву азотом.

Вопрос 12. В коробочке лежат семена. Родина этого расте­ния - Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство про­израстания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что за лакомство лежит в коробочке?

Ответ. Семена подсолнечника.

Вопрос 13. Рассмотрите ветки этих трех растений. Что это за растения? Почему их можно объединить в одну группу? Назовите не менее четырех признаков общих для них.

Ответ. Береза, клен, тополь. Все эти растения - деревья, мно­голетние, относятся к классу двудольных, их семена приспособлены для распространения ветром.

Вопрос 14. Рассмотрите эти три объекта. Что это? Почему растения, которым они принадлежат, можно объединить в одну группу? Назовите общую для всех этих растений биологическую особенность.

Ответ. Плоды подсолнечника, ветка тополя, палка бамбука. Все эти растения обладают удивительно большой скоростью роста.

Вопрос 15. Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у всех этих растений? Перечислите четыре общих признака (лучше пять).

Ответ. Эти растения многолетние, имеют белые цветки, соцве­тие - кисть, сильный запах, опыляется насекомыми.

Вопрос 16. Рассмотрите плоды и побеги этих растений. Что это за растение? Что общего в биологии этих растений? К какой из четырех форм жизни они относятся (деревья, кустарники, травы, кустарнички)?

Ответ. Плоды брусники и клюквы, побеги ели и сосны - все эти растения вечнозеленые, ель и сосна - деревья, клюква и брусни­ка - кустарнички.

Вопрос 17. В коробочке лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т. е. он был нагляд­ным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века ут­верждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что же это?

Ответ. Луковица.

Вопрос 18. Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своей красноватой листвой и ярко-красными гроздями соч­ных плодов. Плоды горькие, но полезные. Что это за кустарник?

Ответ. Калина.

Вопрос 19. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Что это за растение?

Ответ. Ландыш.

Вопрос 20. Подумайте, что это за растение? Травянистое, те­невыносливое, встречается в еловых лесах. Цветет весной, цветы белые, имеют пять лепестков, листочки нежные, тройчатые, кислые на вкус.

Ответ. Кислица.

 

Эту игру можно провести и на уроке при закреплении или по­вторении темы.

Материалы взяты из «Занимательной ботаники», «Календарей школьников», журналов «Биология в школе», «Занимательных заня­тий с юннатами» (Ижевск: Удмуртия, 1968).

 

Також читати
Материалыв немає
Категорія: Позакласна робота з біології | Додав: Ula (25.03.2013)
Переглядів: 1227 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Меню сайту

Вхід на сайт

Укркосметика

Пошук

Корисні посилання

Каталог - Сайти шкіл та освітніх закладів Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся Ребуси українською Дивовижний світ природи

Наше опитування

Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 334

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Яндекс.Метрика